Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
| Где я нахожусь? | ||
Вы сейчас на необычном развлекательном сервере Pokazuha.ru : | ||
Порядка четверти миллиона публикаций, разложенных по 270 темам. При таком огромном выборе каждый найдет что-то интересное для себя. Новые публикации каждые 5-10 минут;
Есть уникальная система запоминания просмотренного Вами, и отбора для показа ТОЛЬКО нового материала;
Ежедневно ставятся тысячи рейтингов. По ним система может выбирать для Вас самое интересное;
Есть возможность самому выложить что-то хорошее. И если это понравится народу - заработать на этом;
|
||
Поднимите мне веки!!!
Публикация №1541234 от 24 октября 2024
Вий: родословная самого страшного персонажа русской литературы
Сам Гоголь – мастер мистификаций, писал о Вие, что он создан «простонародным воображением». Якобы так звался в Малороссии «начальник гномов», у которого веки опускались до самой земли.
И якобы писателю ничего не оставалось, как просто перенести мифологическое существо из народных сказаний на бумагу.
Но на самом деле на Украине никогда не было никаких мифических гномов, не было и их предводителя. Более того, самого слова «вiй» в Малороссии никогда не было. Об этом пишет литературовед и фольклорист Рустам Асхатович Шаяхметов в работе «Об отсутствии в украинском языке понятия вій», занимавшийся расследованием специально.
Тем не менее как у славян, так и у других индоевропейцев в мифологии присутствуют существа, весьма близкие к гоголевскому персонажу.
Языковед-иранист Василий Иванович Абаев считал, что за Вием стоит древний скифский бог Вей (Вайя) – божество смерти и ураганов, прообраз языческого бога древних славян Велеса.
Этнограф, специалист по Малороссии Николай Фёдорович Сумцов считал, что Гоголь взял своего демонического персонажа из мифологии кельтов, и указывал, что в легендах Ирландии существовал некий персонаж Балор – предводитель демонического народца фоморов, который представляли собой целое сборище нечистой силы.
Женщины у этой нечисти часто бывали гигантскими и по уродству не уступали мужчинам. Балор имел способность убивать взглядом, мог испепелить им целую армию и поэтому имел прозвище «Дурной глаз».
В древних мифах Уэльса существует похожий субъект – это некий гигант, повелитель великанов Испададен Пенкавр, у которого настолько огромные веки, что ему приходится поднимать их с помощью кованых подпорок.
Российский индолог Ярослав Владимирович Васильков считал, что вера в подобное существо распространилась по Европейскому континенту очень давно – в те времена, когда с юга со славянами соседствовали иранцы, с севера – балтийские племена, а с запада – кельты.
Или это славянский персонаж?
Персонаж, похожий на Вия, сохранился у славян только в сказках. Например, в русской сказке об Иване Быковиче присутствует герой — ведьмин муж, которому глаза открывают вилами.
А на Украине подобные способности присущи герою народного сказания – Святому Касьяну, который открывает глаза лишь раз в четыре года – 29 февраля, в високосный год, в праздник этого святого. При этом черты самого святого явно искажены: Касьян живет в глубокой пещере и не видит «света божьего» из-за ресниц, которые отросли до колен.
Когда он все же умудряется поднять веки, чтобы взглянуть вокруг, все, что попадает под его взгляд, погибает. Есть на Украине, в Волыни, еще один тип, обладающий подобными свойствами – это «шелудивый» хан половцев Буняк, который способен уничтожать селения одним взглядом. Веки ему для этого поднимают вилами или лопатами.
Существовал подобный индивид и в Подолии, располагавшейся когда-то в Тернопольской, в Хмельницкой и в Винницкой областях Украины – здесь старики рассказывали о Солодивом Буньо, которому тоже поднимали веки с помощью вил; взглядом он мог уничтожить целый город.
Кроме этого в Малороссии слово «вія» обозначало ресницу.
Авторы Вячеслав Всеволодович Иванов и Владимир Николаевич Топоров в книге «Славянская мифология. Энциклопедический словарь», указывают, что на Украине одно время было в хождении сказание, по которому дьявол искушал монаха-пустынника, а когда тот не поддался искушению, то увеличил ему веки настолько, что тот их не мог поднять. А в белорусском Полесье существовала местная былина, в которой смерть представала в образе женщины-чудовища с огромными веками.
Проклятье гения
Казалось бы, источник возникновения Вия найден? Возможно. Но большинство литературоведов и этнографов по-прежнему считают, что Гоголь просто выдумал Вия, «взял из головы», ведь не существует ни одного литературного источника, в котором существование персонажа было бы зафиксировано до появления на свет повести писателя. Зато с конца XIX века Вий входит в русскую мифологию едва ли не наравне с древними мифологическими персонажами.
Возможно, Гоголь действительно взял за основу какие-то народные сказания, но при этом придумал «своего» демона, с безумством гения вдохнув в него столько собственного подсознательного ужаса и интуитивно предугадав его древнюю сущность, что персонаж как бы «ожил» и сам стал героем сказок и мифов.
Позже он очень жалел об этом, предугадывая, что его повествования могут увлечь неопытных в духовном отношении юных читателей и увести их далеко от Бога. Свою повесть он писал совсем не о демонах, а о том, что на Руси оскудевает православная вера, что церкви стоят заброшенными, а ведьмы, черти, вии, русалки прочая нечисть начинает свой новый, страшный шабаш.
До самой смерти Гоголь боялся, что за ранние, «греховные» произведения его после смерти накажет Бог. Он раздавал гонорары, полученные за них, и усиленно молился.
Сам Гоголь – мастер мистификаций, писал о Вие, что он создан «простонародным воображением». Якобы так звался в Малороссии «начальник гномов», у которого веки опускались до самой земли.
И якобы писателю ничего не оставалось, как просто перенести мифологическое существо из народных сказаний на бумагу.
Но на самом деле на Украине никогда не было никаких мифических гномов, не было и их предводителя. Более того, самого слова «вiй» в Малороссии никогда не было. Об этом пишет литературовед и фольклорист Рустам Асхатович Шаяхметов в работе «Об отсутствии в украинском языке понятия вій», занимавшийся расследованием специально.
Тем не менее как у славян, так и у других индоевропейцев в мифологии присутствуют существа, весьма близкие к гоголевскому персонажу.
Языковед-иранист Василий Иванович Абаев считал, что за Вием стоит древний скифский бог Вей (Вайя) – божество смерти и ураганов, прообраз языческого бога древних славян Велеса.
Этнограф, специалист по Малороссии Николай Фёдорович Сумцов считал, что Гоголь взял своего демонического персонажа из мифологии кельтов, и указывал, что в легендах Ирландии существовал некий персонаж Балор – предводитель демонического народца фоморов, который представляли собой целое сборище нечистой силы.
Женщины у этой нечисти часто бывали гигантскими и по уродству не уступали мужчинам. Балор имел способность убивать взглядом, мог испепелить им целую армию и поэтому имел прозвище «Дурной глаз».
В древних мифах Уэльса существует похожий субъект – это некий гигант, повелитель великанов Испададен Пенкавр, у которого настолько огромные веки, что ему приходится поднимать их с помощью кованых подпорок.
Российский индолог Ярослав Владимирович Васильков считал, что вера в подобное существо распространилась по Европейскому континенту очень давно – в те времена, когда с юга со славянами соседствовали иранцы, с севера – балтийские племена, а с запада – кельты.
Или это славянский персонаж?
Персонаж, похожий на Вия, сохранился у славян только в сказках. Например, в русской сказке об Иване Быковиче присутствует герой — ведьмин муж, которому глаза открывают вилами.
А на Украине подобные способности присущи герою народного сказания – Святому Касьяну, который открывает глаза лишь раз в четыре года – 29 февраля, в високосный год, в праздник этого святого. При этом черты самого святого явно искажены: Касьян живет в глубокой пещере и не видит «света божьего» из-за ресниц, которые отросли до колен.
Когда он все же умудряется поднять веки, чтобы взглянуть вокруг, все, что попадает под его взгляд, погибает. Есть на Украине, в Волыни, еще один тип, обладающий подобными свойствами – это «шелудивый» хан половцев Буняк, который способен уничтожать селения одним взглядом. Веки ему для этого поднимают вилами или лопатами.
Существовал подобный индивид и в Подолии, располагавшейся когда-то в Тернопольской, в Хмельницкой и в Винницкой областях Украины – здесь старики рассказывали о Солодивом Буньо, которому тоже поднимали веки с помощью вил; взглядом он мог уничтожить целый город.
Кроме этого в Малороссии слово «вія» обозначало ресницу.
Авторы Вячеслав Всеволодович Иванов и Владимир Николаевич Топоров в книге «Славянская мифология. Энциклопедический словарь», указывают, что на Украине одно время было в хождении сказание, по которому дьявол искушал монаха-пустынника, а когда тот не поддался искушению, то увеличил ему веки настолько, что тот их не мог поднять. А в белорусском Полесье существовала местная былина, в которой смерть представала в образе женщины-чудовища с огромными веками.
Проклятье гения
Казалось бы, источник возникновения Вия найден? Возможно. Но большинство литературоведов и этнографов по-прежнему считают, что Гоголь просто выдумал Вия, «взял из головы», ведь не существует ни одного литературного источника, в котором существование персонажа было бы зафиксировано до появления на свет повести писателя. Зато с конца XIX века Вий входит в русскую мифологию едва ли не наравне с древними мифологическими персонажами.
Возможно, Гоголь действительно взял за основу какие-то народные сказания, но при этом придумал «своего» демона, с безумством гения вдохнув в него столько собственного подсознательного ужаса и интуитивно предугадав его древнюю сущность, что персонаж как бы «ожил» и сам стал героем сказок и мифов.
Позже он очень жалел об этом, предугадывая, что его повествования могут увлечь неопытных в духовном отношении юных читателей и увести их далеко от Бога. Свою повесть он писал совсем не о демонах, а о том, что на Руси оскудевает православная вера, что церкви стоят заброшенными, а ведьмы, черти, вии, русалки прочая нечисть начинает свой новый, страшный шабаш.
До самой смерти Гоголь боялся, что за ранние, «греховные» произведения его после смерти накажет Бог. Он раздавал гонорары, полученные за них, и усиленно молился.
Комментарии
:
Добавить комментарий
Добавить комментарий
|
|
Клон
[5]
27.10.2024
0 | 1
![]()
Правильно делал, что молился.
А когда кажется, креститься надо. Но вряд ли поможет.
|
|
|
|
Pokazuha
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha
многим понравилось
многим понравилось
Еще...
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.top НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.top/view/topic.cfm?key_or=1541234
Последние просмотры
Написать нам
pokazuha.top НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.top/view/topic.cfm?key_or=1541234
Последние просмотры
Написать нам
Порядка четверти миллиона публикаций, разложенных по 270 темам. При таком огромном выборе каждый найдет что-то интересное для себя. Новые публикации каждые 5-10 минут;









Дать рейтинг:








