Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
| Где я нахожусь? | ||
Вы сейчас на необычном развлекательном сервере Pokazuha.ru : | ||
Порядка четверти миллиона публикаций, разложенных по 270 темам. При таком огромном выборе каждый найдет что-то интересное для себя. Новые публикации каждые 5-10 минут;
Есть уникальная система запоминания просмотренного Вами, и отбора для показа ТОЛЬКО нового материала;
Ежедневно ставятся тысячи рейтингов. По ним система может выбирать для Вас самое интересное;
Есть возможность самому выложить что-то хорошее. И если это понравится народу - заработать на этом;
|
||
Как советское такси чуть не стало самым передовым в мире
Публикация №1288202 от 09 февраля 2016
В 1967-м британская пресса назвала «вероятно, самым современным такси в мире» футуристичный советский прототип ВНИИТЭ-ПТ
Но прорыва не случилось — ВНИИТЭ так и остался в единственном экземпляре...
К этой истории мы еще вернемся. А пока вспомним, что первые специальные автомобили-такси, пусть и не столь революционные, в СССР пытались строить еще за три десятилетия до необычного вагончика.
В начале 1930-х московский завод «Аремкуз» в небольших количествах производил оригинальные седаны на базе единственного в те годы советского легкового автомобиля ГАЗ-А. Открытые машины для такси подходили не очень, а собственный седан ГАЗ-6 Горьковский завод так и не освоил.
Зато, запуская в производство седан ГАЗ-М1, горьковчане сделали прототип версии для такси. Изменения, правда, были не такие уж серьезные: запасное колесо убрали с задней стенки на борт, сзади разместили откидную багажную полку, а на крыше — маленькое табло с надписью «такси». Эта модификация в серию не пошла, а вот таблички некоторые таксопарки делали и ставили на «эмки» самостоятельно.
В конце 1930-х в качестве маршрутных такси стали работать и представительские ЗИС-101. Но с тех пор прозаичную службу по перевозке пассажиров выполняли серийные. Вернее, почти серийные автомобили.
«Победы» и «Волги», помимо таксометров, в народе — счетчиков, отличались упрощенной отделкой. Правда, в начале 1960-х в серию пошла очередная модификация «Волги» — ГАЗ-21Т с разделенными передними сиденьями. Правое можно было быстро сложить, чтобы поставить возле водителя багаж.
Уезженные и замученные тяжелым трудом «Волги» в Москве проходили капремонт на Втором Авторемонтном Заводе — ВАРЗе. Там их окрашивали в белый цвет с красной крышей. В народе такие машины, разумеется, прозвали «красными шапочками», а таксисты иногда величали их «варзухами» и очень не любили. Качество ремонта было низкое, в частности, потому что на ВАРЗе работали и обитатели ЛТП (лечебно-трудовых профилакториев) — советских полутюремных учреждений, где пытались лечить алкоголиков.
ГАЗ-24-01 отличалась от стандартной «Волги» простой обивкой сидений из кожзаменителя и дефорсированным 85-сильным мотором. Вскоре в такси появились и универсалы ГАЗ-24-04. Проезд в них поначалу стоил в полтора раза больше, чем на седане — 15 копеек за километр, но вскоре цены на все машины подняли до 20 копеек. В 1980-х уже на базе ГАЗ-24-10 выпускали версию 24-17 с двигателем, работавшим на газе. Сделали таких машин не много, но аналогичный вариант предусматривали и в качестве модификации ГАЗ-31029.
Эпизодом в истории советского такси стали огромные ЗИСы-110 и ЗИМы ГАЗ-12. Первые выполняли функции маршруток, вторые же — обычных такси. Парк ЗИМов заметно пополнился в начале 1960-х, когда Н. С. Хрущев стал бороться с чиновничьими привилегиями. В том числе, передавая престижные семиместные седаны в таксопарки.
У «Москвичей-402» и 407 существовали официальные версии для такси. Позднее встречались и редкие на этой службе «Москвичи-408», а в 1980-х и 2140. Но «Москвичи» для такой работы, да еще и при не самом тщательном обслуживании, были явно слабоваты, что, кстати, отразилось в известной комедии про последний рабочий день замученного 407-го «Москвичонка» — «Зеленый огонек».
Куда многочисленней была армия больших грузопассажирских машин.
ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ
Грузовые и грузопассажирские такси на базе полуторок ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ строили еще в 1930-х. В частности, ленинградский завод АТУЛ и московский «Аремкуз». Самым простым, не сказать примитивным, был послевоенный автомобиль столичного завода. Он представлял собой, по сути, пикап на шасси ГАЗ-ММ с лавками по бортам. Основной работой таких машин была перевозка колхозников от вокзалов на рынки. Интересно, что документацию на производство таких такси передали на несколько заводов в разных уголках СССР.
В 1950-х грузопассажирские такси делали и на базе автобусов РАФ-251. Машины были рассчитаны на 14 пассажиров и аж 800 кг груза. С появлениями РАФ-977 маршрутками стали работать они, а затем микроавтобусы семейства 2203.
Роль же грузовых такси выполняли грузовики ГАЗ, начиная с 51-го. У них были высокие борта, брезент над кузовом, откидные лавки. Существовали модификации с калиткой в заднем борте, лесенкой для удобства подъема в кузов и таксометром — счетчиком. На таксистском сленге таксометр, кстати, именовали «прибором». Так вот с годами встретить таксиста, готового везти только «по прибору» становилось все сложнее, и уж тем более это относилось к грузовикам.
Из несбывшегося
Вернемся к ВНИИТЭ-ПТ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, а ПТ — перспективное такси). Машина, создание которой инициировал Ю. А. Долматовский — художник, популяризатор и фантазер-романтик, — действительно была очень интересной.
Вагончик имел мотор «Москвича-408», расположенный сзади поперечно. При этом радиатор стоял спереди. Справа располагалась огромная сдвижная дверь с электроприводом. Педальный узел регулировался, предусмотрено было место для багажа и стекло, отделяющее кабину водителя от салона.
В самом конце 1964 года автомобиль пошел в опытную эксплуатацию. Конечно, ВНИИТЭ получился вместительней, маневренней, удобней «Волги». Машину взахлеб описывали в прессе, заявили о планах построить пробную партию на ЕрАЗе.
Но ВНИИТЭ-ПТ так и остался единственным опытным образцом. Ни один завод не мог позволить себе взяться за выпуск столь оригинального и сложного автомобиля, к тому же, только для службы такси. Так британцы, похвалившие советскую машину, по сути, и остались единственными производителями специального таксистского автомобиля.
Ну а в отечественной истории было несколько попыток сделать удобные для такси модификации из серийных машин. В середине 1940-х в Германии построили удлиненный на 500 мм шестиместный с двумя откидными сиденьями-страпонтенами «Москвич-400».
В перестроечные времена пытались удлинять ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104, а сам тольяттинский завод показывал модификацию удлиненной «десятки» ВАЗ-21108. Примерно в тоже время на заводе «Москвич» сваяли высокий универсал модели 2901 и даже пикап с крышкой над кузовом. Но все эти машины остались лишь эпизодами в длинной истории «таксостроения» в нашей стране. Но ведь без таких эпизодов эта история была бы куда скучнее.
Но прорыва не случилось — ВНИИТЭ так и остался в единственном экземпляре...
К этой истории мы еще вернемся. А пока вспомним, что первые специальные автомобили-такси, пусть и не столь революционные, в СССР пытались строить еще за три десятилетия до необычного вагончика.
В начале 1930-х московский завод «Аремкуз» в небольших количествах производил оригинальные седаны на базе единственного в те годы советского легкового автомобиля ГАЗ-А. Открытые машины для такси подходили не очень, а собственный седан ГАЗ-6 Горьковский завод так и не освоил.
Зато, запуская в производство седан ГАЗ-М1, горьковчане сделали прототип версии для такси. Изменения, правда, были не такие уж серьезные: запасное колесо убрали с задней стенки на борт, сзади разместили откидную багажную полку, а на крыше — маленькое табло с надписью «такси». Эта модификация в серию не пошла, а вот таблички некоторые таксопарки делали и ставили на «эмки» самостоятельно.
В конце 1930-х в качестве маршрутных такси стали работать и представительские ЗИС-101. Но с тех пор прозаичную службу по перевозке пассажиров выполняли серийные. Вернее, почти серийные автомобили.
«Победы» и «Волги», помимо таксометров, в народе — счетчиков, отличались упрощенной отделкой. Правда, в начале 1960-х в серию пошла очередная модификация «Волги» — ГАЗ-21Т с разделенными передними сиденьями. Правое можно было быстро сложить, чтобы поставить возле водителя багаж.
Уезженные и замученные тяжелым трудом «Волги» в Москве проходили капремонт на Втором Авторемонтном Заводе — ВАРЗе. Там их окрашивали в белый цвет с красной крышей. В народе такие машины, разумеется, прозвали «красными шапочками», а таксисты иногда величали их «варзухами» и очень не любили. Качество ремонта было низкое, в частности, потому что на ВАРЗе работали и обитатели ЛТП (лечебно-трудовых профилакториев) — советских полутюремных учреждений, где пытались лечить алкоголиков.
ГАЗ-24-01 отличалась от стандартной «Волги» простой обивкой сидений из кожзаменителя и дефорсированным 85-сильным мотором. Вскоре в такси появились и универсалы ГАЗ-24-04. Проезд в них поначалу стоил в полтора раза больше, чем на седане — 15 копеек за километр, но вскоре цены на все машины подняли до 20 копеек. В 1980-х уже на базе ГАЗ-24-10 выпускали версию 24-17 с двигателем, работавшим на газе. Сделали таких машин не много, но аналогичный вариант предусматривали и в качестве модификации ГАЗ-31029.
Эпизодом в истории советского такси стали огромные ЗИСы-110 и ЗИМы ГАЗ-12. Первые выполняли функции маршруток, вторые же — обычных такси. Парк ЗИМов заметно пополнился в начале 1960-х, когда Н. С. Хрущев стал бороться с чиновничьими привилегиями. В том числе, передавая престижные семиместные седаны в таксопарки.
У «Москвичей-402» и 407 существовали официальные версии для такси. Позднее встречались и редкие на этой службе «Москвичи-408», а в 1980-х и 2140. Но «Москвичи» для такой работы, да еще и при не самом тщательном обслуживании, были явно слабоваты, что, кстати, отразилось в известной комедии про последний рабочий день замученного 407-го «Москвичонка» — «Зеленый огонек».
Куда многочисленней была армия больших грузопассажирских машин.
ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ
Грузовые и грузопассажирские такси на базе полуторок ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ строили еще в 1930-х. В частности, ленинградский завод АТУЛ и московский «Аремкуз». Самым простым, не сказать примитивным, был послевоенный автомобиль столичного завода. Он представлял собой, по сути, пикап на шасси ГАЗ-ММ с лавками по бортам. Основной работой таких машин была перевозка колхозников от вокзалов на рынки. Интересно, что документацию на производство таких такси передали на несколько заводов в разных уголках СССР.
В 1950-х грузопассажирские такси делали и на базе автобусов РАФ-251. Машины были рассчитаны на 14 пассажиров и аж 800 кг груза. С появлениями РАФ-977 маршрутками стали работать они, а затем микроавтобусы семейства 2203.
Роль же грузовых такси выполняли грузовики ГАЗ, начиная с 51-го. У них были высокие борта, брезент над кузовом, откидные лавки. Существовали модификации с калиткой в заднем борте, лесенкой для удобства подъема в кузов и таксометром — счетчиком. На таксистском сленге таксометр, кстати, именовали «прибором». Так вот с годами встретить таксиста, готового везти только «по прибору» становилось все сложнее, и уж тем более это относилось к грузовикам.
Из несбывшегося
Вернемся к ВНИИТЭ-ПТ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, а ПТ — перспективное такси). Машина, создание которой инициировал Ю. А. Долматовский — художник, популяризатор и фантазер-романтик, — действительно была очень интересной.
Вагончик имел мотор «Москвича-408», расположенный сзади поперечно. При этом радиатор стоял спереди. Справа располагалась огромная сдвижная дверь с электроприводом. Педальный узел регулировался, предусмотрено было место для багажа и стекло, отделяющее кабину водителя от салона.
В самом конце 1964 года автомобиль пошел в опытную эксплуатацию. Конечно, ВНИИТЭ получился вместительней, маневренней, удобней «Волги». Машину взахлеб описывали в прессе, заявили о планах построить пробную партию на ЕрАЗе.
Но ВНИИТЭ-ПТ так и остался единственным опытным образцом. Ни один завод не мог позволить себе взяться за выпуск столь оригинального и сложного автомобиля, к тому же, только для службы такси. Так британцы, похвалившие советскую машину, по сути, и остались единственными производителями специального таксистского автомобиля.
Ну а в отечественной истории было несколько попыток сделать удобные для такси модификации из серийных машин. В середине 1940-х в Германии построили удлиненный на 500 мм шестиместный с двумя откидными сиденьями-страпонтенами «Москвич-400».
В перестроечные времена пытались удлинять ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104, а сам тольяттинский завод показывал модификацию удлиненной «десятки» ВАЗ-21108. Примерно в тоже время на заводе «Москвич» сваяли высокий универсал модели 2901 и даже пикап с крышкой над кузовом. Но все эти машины остались лишь эпизодами в длинной истории «таксостроения» в нашей стране. Но ведь без таких эпизодов эта история была бы куда скучнее.
ГАЗ-А — такси московского завода «Аремкуз»
Прототип автомобиля-такси, созданный на основе ГАЗ-М1
Делу перевозки пассажиров служили даже представительские ЗИС-110
Сохранившаяся до наших дней «красная шапочка» — «Волга» ГАЗ-21Т московского завода ВАРЗ В салоне ГАЗ-21Т правое переднее сиденье было быстро складывающимся
Массовые послевоенные такси — ГАЗ-М20 «Победа»
Первый универсал в службе советского такси — ГАЗ-24-04
ГАЗ-31029-71 с двигателем, работающим на пропан-бутане
Такси ГАЗ-51Т обычно были синими
Чудом сохранившийся ВНИИТЭ-ПТ
В 1960-х машина, созданная группой Долматовского, была без преувеличения революционной
Место водителя во ВНИИТЭ
Прототип ВАЗ-21108 для работы в такси
Такси на базе «Москвича-2901»
Грузовое такси на основе пикапа «Москвич-2335»
Грузопассажирское такси 1930-х годов леннинградского завода АТУЛ
Ещё один ленинградский вариант такси на базе "Полуторки"
Грузопассажирское такси московского "Аремкуза"
Комментарии
:
Добавить комментарий
Добавить комментарий
|
|
Гевара
[12]
09.02.2016
0 | 4
![]()
serzh30,
С языка сорвал мысль! А логотип ТМ лучше убери, админы с бодуна или от нехватки витамина Е-Б-Ц могут и предупредюху впендошить!
|
|
|
|
|
|
iliaber1
[12]
09.02.2016
0 | 3
![]()
Не совсем понял про "15" коп/км. Я лично ездил за 10 коп/км. Но тема про то, как могло бы быть, если бы не..., интересна
|
|
|
|
Pokazuha
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha
многим понравилось
многим понравилось
Еще...
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.top НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.top/view/topic.cfm?key_or=1288202
Последние просмотры
Написать нам
pokazuha.top НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.top/view/topic.cfm?key_or=1288202
Последние просмотры
Написать нам
Порядка четверти миллиона публикаций, разложенных по 270 темам. При таком огромном выборе каждый найдет что-то интересное для себя. Новые публикации каждые 5-10 минут;









Дать рейтинг:








